О Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы Указ Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года N 230 САПП Республики Казахстан, 2006 г., N 46, ст. 492; "Казахстанская правда" от 1 января 2007 года N 1 (25246)
Подлежит опубликованию в Собрании актов Президента и Правительства Республики Казахстан и республиканской печати в изложении В соответствии с подпунктом 8) статьи 44 Конституции Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан от 2 декабря 1999 года "О физической культуре и спорте", в целях развития системы физической культуры и спорта
ПОСТАНОВЛЯЮ: 1. Утвердить Государственную программу развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа). 2. Правительству Республики Казахстан в месячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы. 3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы. 4. Министерству туризма и спорта Республики Казахстан один раз в полугодие не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, предоставлять в Администрацию Президента Республики Казахстан и Правительство Республики Казахстан информацию о ходе реализации Программы. 5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Правительство Республики Казахстан. 6. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания. Президент Республики Казахстан УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 28 декабря 2006 года N 230 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы Астана, 2006 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт Программы 2. Введение 3. Анализ современного состояния проблемы 4. Цель и задачи Программы 5. Основные направления и механизмы реализации Программы 5.1. Совершенствование нормативной правовой базы отрасли 5.2. Укрепление и развитие материально-технической базы 5.3. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами 5.4. Научно-методическое и медицинское обеспечение 5.5. Утверждение принципов здорового образа жизни посредством развития физической культуры и спорта 5.5.1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возрастов 5.5.2. Физическое воспитание студентов и учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях 5.5.3. Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур 5.5.4. Физическая культура среди населения 5.5.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов 5.6. Подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса 5.7. Пропаганда физической культуры и спорта 6. Необходимые ресурсы и источники финансирования 7. Ожидаемые результаты и индикаторы реализации Программы 1. Паспорт Программы
Наименование Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа) Основание для Закон Республики Казахстан от 2 декабря разработки 1999 года "О физической культуре и спорте", пункт 148 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстана от 31 марта 2006 года N 222 Разработчик Министерство туризма и спорта Республики Казахстан Цель Создание эффективной системы физической культуры и спорта для укрепления здоровья населения и повышения конкурентоспособности казахстанских спортсменов на международной спортивной арене Задачи Развитие инфраструктуры спорта, отвечающей международным требованиям; совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение квалифицированными специалистами; развитие спортивной науки; формирование здорового образа жизни населения средствами физической культуры и спорта; совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса Срок реализации 2007-2011 годы I этап: 2007-2009 годы II этап: 2010-2011 годы Необходимые На реализацию Программы будут направлены ресурсы и средства республиканского и местных источники бюджетов, а также другие средства, не финансирования запрещенные законодательством Республики Казахстан. За счет средств республиканского бюджета планируется выделить: в 2007 году - 8531594 тыс. тенге, в 2008 году - 32294965 тыс. тенге, в 2009 году - 26783613 тыс. тенге, в 2010 году - 8500000 тыс. тенге, в 2011 году - 9010000 тыс. тенге. За счет средств местных бюджетов: в 2007 году - 13201664 тыс. тенге, в 2008 году - 14252326 тыс. тенге, в 2009 году - 15162088 тыс. тенге, в 2010 году - 16071813 тыс. тенге, в 2011 году - 17036122 тыс. тенге. Всего: в 2007 году - 21733258 тыс. тенге, в 2008 году - 46547291 тыс. тенге, в 2009 году - 41945701 тыс. тенге, в 2010 году - 24571813 тыс. тенге, в 2011 году - 26046122 тыс. тенге. Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 160844185 тыс. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 85120172 тыс. тенге, из средств местных бюджетов 75724013 тыс. тенге. При этом объемы бюджетных средств, необходимых для реализации Программы, будут уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год. Ожидаемые В ходе реализации Программы будут результаты достигнуты следующие результаты: первый этап (2007-2009 годы): будет совершенствоваться система повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится до 16,3 %; будет обеспечена преемственность физического воспитания для различных социально-демографических групп населения; увеличится количество детско-юношеских спортивных школ до 400 в 2007 году, 410 - в 2008 году, 420 - в 2009 году, охват занимающихся в них достигнет 8,5 % от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет; будут созданы школы-интернаты для одаренных в спорте детей и их количество достигнет в 2007 году - 15, в 2008 году - 16, в 2009 году - 17; второй этап (2010-2011 годы): повысится квалификация тренерско- преподавательского состава; будет усовершенствована научная база физической культуры и спорта высших достижений; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится до 17 %; увеличится количество детско-юношеских спортивных школ в 2010 году до 425, в 2011 году - до 430, охват занимающихся в них составит 10 % от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет; увеличится количество школ-интернатов для одаренных в спорте детей в 2010 году до 19, в 2011 году их число достигнет 20; повысится уровень подготовки кандидатов в члены национальных сборных команд республики и число спортсменов международного класса; будут обеспечены подготовка и участие спортсменов в крупнейших международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Кубки мира, Азии, Азиатские и Олимпийские игры; будет усовершенствована нормативно-правовая база отрасли. 2. Введение Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2007-2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" от 2 декабря 1999 года, пунктом 148 Сетевого графика исполнения Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 1 марта 2006 года "Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира" и Программы Правительства Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстана от 31 марта 2006 года N 222. Ранее для развития физической культуры и спорта были разработаны и реализованы Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 12 марта 2001 года N 570, и План мероприятий по ее реализации, утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2001 года N 462. Разработка Программы продиктована необходимостью внесения изменений и дополнений в организационные и правовые отношения, сложившиеся в сфере физической культуры и спорта, привлечения к осознанным занятиям физической культурой и спортом широких слоев населения, особенно молодежи, создания условий для укрепления здоровья населения страны, подготовки качественного спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, дальнейшего повышения имиджа спорта Казахстана на международной арене. Программа определяет стратегию, основные направления, приоритеты, задачи и механизмы реализации государственной политики в области физической культуры и спорта и охватывает основные аспекты физического воспитания населения, а также вопросы подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов международного уровня. 3. Анализ современного состояния проблемы В результате реализации Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Казахстан на 2001-2005 годы (далее - Государственная программа) в Казахстане наблюдается устойчивая тенденция к росту числа занимающихся физической культурой и спортом. Если к началу реализации Государственной программы в 2001 году число занимающихся составляло 1436,3 тыс. человек, то в 2002 году оно возросло до 1546,3 тыс. человек, в 2003 году - до 1752,1 тыс. человек, в 2004 году - до 1885,9 тыс. человек и к концу реализации Государственной программы составляет более 2 млн. человек или 13,7 % от населения страны. Занятия физической культурой и спортом организовывают и проводят около 30 тысяч штатных работником сферы физической культуры и спорта, что на 6737 человек больше, чем в 2001 году. В 2001 году количество штатных работников сферы физической культуры и спорта составляло 23239 человек, и 2002 году - 24684 человека, в 2003 году - 26624 человека, в 2004 году - 28337 человек, в 2005 году - 29976 человек. Ежегодно растет число проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в которых принимает участие более 2,5 миллионов человек. Укрепляется материально-техническая база физической культуры и спорта. Количество спортивных сооружений с 2001 года увеличилось на 2366 и составляет 28666. Введены в строй дворцы спорта в городах Астане, Уральске, Костанае, Шымкенте, Павлодаре, построены современные спортивные комплексы в Караганде, Усть-Каменогорске, Астане, Атырау. Проведена капитальная реконструкция стадионов в Астане, Караганде, Атырау, Костанае, Павлодаре, Талдыкоргане, Актобе, Уральске, спортивного комплекса "Медеу" в городе Алматы. В микрорайоне "Шанырак" города Алматы ведется строительство республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей с современной спортивной базой, начаты работы по строительству республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области и республиканской базы лыжного спорта в городе Щучинске. В стране создано 488 подростковых клубов по местожительству, 73 детско-юношеских клуба физической подготовки, 499 физкультурно-оздоровительных и 87 профессиональных клубов. В программу общеобразовательных школ вводится третий урок физического воспитания в неделю и четырехчасовые занятия в неделю в средних специальных и высших учебных заведениях. Третий час физического воспитания внедрен в 75,3 % общеобразовательных школ республики, а раздельное обучение девочек и мальчиков - в 46,6 % школ. После длительного перерыва возобновлено проведение республиканских спартакиад школьников по летним и зимним видам спорта, студенческих универсиад, массовых стартов по футболу, хоккею, лыжным гонкам и т.д. Растет количество детско-юношеских спортивных школ, их число на 1 января 2005 года составило 389, что на 22 больше, чем в 2004 году, а также возросла численность детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах. Количество занимающихся в них составляет 200529 человек, что на 14653 человека больше, чем в 2004 году. Из них спортсмены 1 разряда - 7300 человек, кандидаты в мастера спорта - 6333 человека, мастера спорта - 1705 человек. Тренерско-преподавательский состав в детско-юношеских спортивных школах составляет 7717 человек. Наибольшее количество занимающихся в детско-юношеских спортивных школах наблюдается в Южно-Казахстанской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. Открыто 3 республиканских и 13 областных школ-интернатов для одаренных в спорте детей. Количество занимающихся в них составляет 3710 человек. Из них спортсмены 1 разряда - 685 человек, кандидаты в мастера спорта - 454 человека, мастера спорта - 67 человек. Тренерско-преподавательский состав в республиканских и региональных школах-интернатах составляет 340 человек. По количеству занимающихся спортом лидируют Южно-Казахстанская, Карагандинская области и г. Степногорск. Действуют 3 республиканских центра олимпийской подготовки и 13 региональных центров подготовки олимпийского резерва. Количество занимающихся в центрах олимпийской подготовки - 765 человек, из них в переменном составе - 285, в постоянном составе - 480. Количество спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта составляет - 275 человек, мастеров спорта - 173 человек. Занятия организовывают и проводят 113 тренеров. Наибольшее количество занимающихся наблюдается в городах Астана, Алматы и Южно-Казахстанской области. Количество занимающихся в центрах подготовки олимпийского резерва - 642, из них в переменном составе - 262, в постоянном составе - 380. Количество спортсменов 1 разряда и кандидатов в мастера спорта составляет - 305 человек, мастеров спорта - 87 человек. Занятия организовывают и проводят 120 тренеров. Число привлеченных к занятиям в указанных центрах больше всех в городе Алматы, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях. При этом популярными видами спорта являются борьба, бокс, дзюдо, тяжелая и легкая атлетика. Для решения вопросов медицинского и медико-биологического обеспечения спортсменов созданы Республиканская антидопинговая лаборатория спортсменов и Центр спортивной медицины и реабилитации в городе Алматы. В регионах страны работают 10 врачебно-физкультурных диспансеров. Вместе с тем, дальнейшему процессу развития массовой физической культуры и спорта, подготовке спортивного резерва и спорта высших достижений в первую очередь препятствуют: 1. Слабая материально-техническая база отрасли. Состояние материально-технической базы физической культуры и спорта в республике не удовлетворяет запросы как всего населения, так и спортсменов высшей квалификации. При этом ощущается острый недостаток спортивных сооружений, инвентаря и оборудования в организациях, учебных заведениях, по местожительству населения и в местах массового отдыха. Имеющаяся сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений удовлетворяет только 30 % запросов населения страны. Большинство спортивных сооружений не соответствует усовершенствованным нормативам и требованиям по технической эксплуатации, международных регламентов и правил проведения соревнований и учебно-тренировочного процесса, обеспечения безопасности участников и зрителей. Сеть спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений страны, особенно в сельской местности, характеризуется их недостаточным количеством, слабым оснащением, низким качеством и крайне неравномерным их размещением. Многие спортивные сооружения находятся в коммунальной или частной собственности, и собственники, являющиеся, по сути, монополистами, не заинтересованы в приобретении современного инвентаря и оборудования, содержании их в надлежащем техническом состоянии. Спорт высших достижений также испытывает острый дефицит спортивных сооружений, качественного инвентаря и современного оборудования. Не имеют собственной материально-технической базы республиканские центры олимпийской подготовки и региональные центры подготовки олимпийского резерва, не соответствует требованиям по организации качественного учебно-тренировочного процесса спортивная база школ-интернатов для одаренных в спорте детей и школ высшего спортивного мастерства. В республике проживает свыше 1 млн. детей дошкольного и более 3,5 млн. школьного возраста. Для занятий по физическому воспитанию в общеобразовательных школах имеется 5092 спортивных зала (66 % от общего числа школ республики). Из 1156 детских дошкольных учреждений только 765 или 66,3 % располагают спортивными залами, 32 - плавательными бассейнами. Таким образом, материальная база дошкольных учреждений и учреждений общего среднего образования требует дальнейшего развития, обновления и оснащения спортивным оборудованием, необходимым для выполнения программы физического воспитания учащихся в полном объеме. Низкий уровень физической активности населения страны, недостаточное количество спортивных сооружений, низкое качество инвентаря и оборудования являются одними из факторов, влияющих на уровень продолжительности жизни. Только от 4,5 до 18 % населения страны, в зависимости от регионов проживания, систематически занимаются физической культурой и спортом. В связи с проведением VII зимних Азиатских игр 2011 года в городе Алматы, участие в них спортсменов Казахстана потребует повышенного внимания. Состояние зимних видов спорта в настоящее время характеризуется недостатком внимания со стороны местных исполнительных органов к развитию зимних видов спорта, малым числом занимающихся детей и подростков, слабой материально-технической базой, недостатком качественного инвентаря и оборудования. Сегодня только 6 % детей и подростков от общего числа занимающихся в спортивных школах имеют возможность приобщиться к зимним видам спорта. В республике отсутствуют лыжные базы, отвечающие современным требованиям, оборудованные и маркированные трассы, лыжные трамплины, биатлонные стрельбища, катки с 400 метровой дорожкой с качественным искусственным льдом, горнолыжные трассы. Нет условий для развития могула, фристайла и других зимних видов спорта, в результате чего подготовка сборных команд страны проводится на зарубежных спортивных базах, что является дорогостоящим процессом и не всегда оправданным в психологическом плане. Единственная в стране искусственная ледовая беговая дорожка на стадионе "Медеу" из-за отсутствия заливочной техники не отвечает современным требованиям и не способна обеспечить качественный учебно-тренировочный процесс подготовки конькобежцев. Остро стоит вопрос обеспечения спортсменов качественным инвентарем и оборудованием. 2. Недостаток и низкая квалификация кадров в области физической культуры и спорта, отсутствие системы повышения квалификации работников отрасли. Современный спорт особенно остро подвержен различным новациям и требует особого внимания к подготовке специалистов, владеющих новейшими методиками работы со спортсменами. В настоящее время казахстанский спорт ощущает острый недостаток в квалифицированных кадрах. Более 30 % тренерско-преподавательского состава детско-юношеских спортивных школ не имеют специального образования, имеется недостаток высококвалифицированных специалистов для работы со сборными командами регионов и страны, специалистов по технической эксплуатации спортивных сооружений. Ведущие тренеры республики находятся в предпенсионном или пенсионном возрасте, молодые перспективные тренеры неохотно идут на работу в связи с низкой заработной платой. Неукомплектованность учителями физической культуры в общеобразовательных школах составляет около 10,9 %. Из-за отсутствия современных методик обучения в республике не налажена система переподготовки тренерско-преподавательских кадров, а выпускники высших специализированных учебных заведений последних лет не владеют практическими навыками ведения учебно-тренировочного процесса, не знают современных методик подготовки спортсменов. В республике нет учебного заведения или факультета по подготовке кадров, обслуживающих спортивные сооружения. 3. Недостаточное научное и медицинское обеспечение. Уровень современного спорта достиг такой стадии развития, когда важная роль в повышении спортивных результатов отводится новым подходам, основанным на научных и инженерных изысканиях. Новые спортивные арены, новейшие достижения в области создания специальных условий для тренировок и соревнований, конструирование и применение специальной экипировки привели к резкому улучшению результатов сильнейших спортсменов мира. В Казахстане же тренерско-преподавательский состав лишен возможности знакомиться с новыми методиками и на практике внедрять передовой опыт, так как собственных научных исследований проблем массовой физической культуры и спорта высших достижений в республике нет. В тренировочном процессе ведущих спортсменов мира комплексно решаются вопросы не только качественной учебно-тренировочной работы, медицинского и медико-биологического обеспечения, но и сбалансированного питания, отдыха, восстановления и психологической подготовки. В Казахстане нет спортивных психологов, слабо поставлена медико-биологическая служба спорта, недостаточно разрабатывается методика проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий с населением различных возрастных групп и учащимися детско-юношеских спортивных школ по видам спорта. Продолжается рост числа детей и подростков, подверженных различным простудным и хроническим заболеваниям. Недостаточная физическая активность детей и подростков отрицательно сказывается на физическом состоянии, ведет к нарушению осанки и координации, у 54,1 % учащихся выявлены различные патологии в состоянии здоровья, за ними слабо осуществляется медицинский контроль. В шести регионах страны отсутствуют врачебно-физкультурные диспансеры. 4. Недостаточное внимание со стороны центральных и местных исполнительных органов уделяется вопросам массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением. В результате этого: недостаточно эффективно внедряются третий урок физического воспитания в общеобразовательных школах, четырехчасовые занятия физической культурой в высших учебных заведениях на протяжении всего периода обучения; не более 40 % детей с ослабленным здоровьем охвачены регулярными занятиями по физическому воспитанию в общеобразовательных школах; недостаточно эффективно внедряется внеклассная спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в учреждениях образования, слабо расширяется сеть детско-юношеских клубов физической подготовки. 5. Недостаточно внимания уделяется развитию детско-юношеского спорта. Сеть детско-юношеских спортивных школ в настоящее время обеспечивает возможность занятий в них только 6 % детей школьного возраста республики, а действующие школы-интернаты для одаренных в спорте детей и центры подготовки олимпийского резерва испытывают острый дефицит высококвалифицированных тренеров-преподавателей. Слабая материально-техническая база, отсутствие качественного спортивного инвентаря и оборудования, собственной научной базы, системы повышения квалификации работников отрасли не позволяют организовать на высоком уровне подготовку спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса. Руководители предприятий и организаций всех форм собственности не обеспечивают условий для реализации работниками права на занятие физической культурой, включающей профессионально-прикладные, физкультурно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия в режиме трудового дня, послетрудового восстановления, а также для организации спортивно-массовой работы. Не предусматривается в коллективных договорах выделение средств на приобретение спортивного оборудования и инвентаря, введение штатных единиц организаторов физкультурно-спортивной работы. Слабо поставлена работа по местожительству населения, недостаточно развита сеть подростковых клубов, практически нет простейших спортивных площадок и сооружений по местожительству и в местах массового отдыха. Особо остро стоит проблема развития спорта на селе, прежде всего, из-за отсутствия материально-технической базы и дефицита физкультурных кадров. Из имеющихся в сельской местности 4069 спортивных залов 3639 находятся в общеобразовательных школах и используются в основном для проведения учебных занятий и только 10,5 % спортивных сооружений доступны для занятий сельского населения. В сельской местности шести областей страны нет ни одного плавательного бассейна, в 13 районах республики нет детско-юношеских спортивных школ, в связи с чем количество занимающихся детей и подростков на селе в два раза ниже общереспубликанского показателя. На всю страну в сельской местности работает лишь 226 методистов по физической культуре и спорту. Анализ развития физической культуры и спорта в странах Содружества Независимых Государств свидетельствует о том, что наиболее распространенной формой организации работы является разработка государственных программ развития физической культуры и спорта. Так, в Беларуссии приняты и реализуются государственные программы по формированию здорового образа жизни населения и развития физической культуры и спорта на 2002-2006 годы. В Украине в 2005 году истек срок действия Программы "Физическое воспитание - здоровье нации" и принята Концепция Государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине на 2007-2011 годы. В России проводится работа по реализации Федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы". Принятие последующих государственных программ в этих странах обусловлено тем, что предыдущие госпрограммы хоть и сыграли значительную роль в развитии физической культуры и спорта, однако не решили всех существующих проблемных вопросов. Основными задачами вновь принимаемых государственных программ по развитию физической культуры и спорта в странах СНГ являются: укрепление здоровья населения, развитие массовой физической культуры, укрепление материально-технического, кадрового и финансового потенциала физкультурно-спортивных организаций, развитие детско-юношеского спорта, спорта высших достижений, обеспечение развития всех видов спорта, создание нормативно-правовой базы, регулирующей развитие физической культуры и спорта. 4. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание эффективной системы физической культуры и спорта для укрепления здоровья населения и повышения конкурентоспособности казахстанских спортсменов на международной спортивной арене. Для достижения указанной цели необходимо выполнение следующих задач: развитие инфраструктуры спорта, отвечающей международным требованиям; совершенствование нормативно-правовой базы; обеспечение квалифицированными специалистами; развитие спортивной науки; формирование здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта; совершенствование системы подготовки спортивного резерва, спортсменов международного класса. 5. Основные направления и механизмы реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться по следующим направлениям: совершенствование нормативной правовой базы отрасли; укрепление и развитие материально-технической базы отрасли; обеспечение отрасли квалифицированными специалистами; научно-методическое и медицинское обеспечение отрасли; совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста; физическое воспитание студентов и учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях; физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур; физическая культура среди населения; физическая подготовка и спорт среди инвалидов; подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса; пропаганда физической культуры и спорта. 5.1. Совершенствование нормативно-правовой базы отрасли Одно из важных направлений деятельности по развитию физической культуры и спорта отводится работе по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы отрасли. Развитие правового и методологического обеспечения в сфере физической культуры и спорта будет осуществляться путем разработки нормативных правовых актов, регулирующих отношения в данной области, установления компетенции, а также координации деятельности государственных органов и общественных организаций по физической культуре и спорту. Реализация мероприятий по совершенствованию нормативного и методологического обеспечения будет осуществлена на принципах объективности и соответствия нормам действующего законодательства Республики Казахстан. Совершенствование законодательства в области физической культуры и спорта должно способствовать тому, чтобы в рыночных условиях отрасль финансировалась не только из бюджетных, но и внебюджетных источников, особенно для поддержки спорта высших достижений. В связи с чем, необходимо рассмотреть возможности создания благоприятных правовых условий для: организаций, реализующих программы, направленные на развитие физической культуры и спорта, особенно среди детей, подростков, программы, способствующие формированию здорового образа жизни; спонсоров и инвесторов, направляющих свои средства на подготовку спортивного резерва и сборных команд страны для участия в ответственных международных соревнованиях, развитие и совершенствование материально-технической базы отрасли, приобретение качественного инвентаря и оборудования, материальную поддержку спортсменов и тренеров; формирования и совершенствования инвестиционной политики, обеспечивающей развитие материально-технической базы физической культуры и спорта; повышения роли общественных объединений, деятельность которых направлена на развитие видов спорта и повышение спортивного мастерства спортсменов страны; создания и организации работы спортивных клубов по видам спорта, как основного звена повышения спортивного мастерства ведущих спортсменов. 5.2. Укрепление и развитие материально-технической базы Развитие материально-технической базы в стране должно осуществляться в двух направлениях - для масcового спорта и спорта высших достижений. В целях удовлетворения потребности населения в занятиях физическими упражнениями необходимо увеличить количество спортивных сооружений, создать необходимый уровень сервиса и обеспечить их доступность для широких слоев населения. Необходимо создать условия для плодотворной работы тренерско-преподавательского состава детско-юношеских школ и школ-интернатов для одаренных в спорте детей, центров олимпийской подготовки и центров подготовки олимпийского резерва, обеспечивающих основную работу по подготовке спортивного резерва в сборные команды страны, построить новые и реконструировать имеющиеся спортивные сооружения, оборудовав их качественным инвентарем и оборудованием. Необходимо обеспечить строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного значения, современных спортивных сооружений в различных регионах страны, соответствующих требованиям международных спортивных организаций и обеспечивающих запросы сборных команд страны и ведущих спортсменов регионов, завершить строительство современной республиканской базы олимпийской подготовки в Алматинской области, лыжной базы в городе Щучинске, республиканской школы-интерната для одаренных в спорте детей в городе Астане. Для проведения зимних Азиатских игр необходимо обеспечить строительство спортивных объектов и развитие инфраструктуры города Алматы согласно требованиям международных спортивных организаций. Для решения этих задач следует обеспечить: строительство типовых физкультурно-оздоровительных комплексов в каждом районном центре и городах республиканского и областного подчинения; реконструкцию и обновление имеющихся спортивных сооружений, действующих спортивных площадок, оборудование спортивных залов и спортивных комплексов; строительство современных спортивных баз, отвечающих международным стандартам и оснащенных новейшим инвентарем и оборудованием, для сборных команд страны по видам спорта и сборных команд регионов, детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов для одаренных в спорте детей и центров подготовки олимпийского резерва; строительство спортивной базы, оснащенной соответствующим оборудованием, для проведения зимних Азиатских игр 2011 года; строительство других спортивных объектов в некоторых регионах Казахстана. 5.3. Обеспечение отрасли квалифицированными специалистами В целях дальнейшего совершенствования спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы с различными социально-демографическими группами населения страны, активизации работы по подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса, способных составить конкуренцию зарубежным спортсменам на международной спортивной арене, необходимо: совершенствовать подготовку специалистов в высших учебных заведениях страны по программам, отвечающим тенденциям развития мирового спорта и новейшим методикам подготовки высококвалифицированных спортсменов; совершенствовать подготовку специалистов со средним профессиональным образованием в области спорта; наладить систему переподготовки тренерско-преподавательских кадров; рассмотреть вопрос привлечения на контрактной основе к работе в сборных командах республики высококвалифицированных зарубежных специалистов, имеющих опыт воспитания спортсменов международного уровня и владеющих передовыми технологиями; рассмотреть вопрос о внедрении действенных мер по материальному и иному стимулированию отечественных тренеров, преимущественно работающих с отечественными спортивными кадрами. 5.4. Научно-методическое и медицинское обеспечение Научно-методическое и медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса по подготовке спортивного резерва и спортсменов международного класса предусматривает: проведение научных исследований в области спорта высших достижений; внедрение новых подходов при подготовке спортсменов, основанных на научно-исследовательских изысканиях; оптимизацию системы подготовки спортивного резерва и спортсменов международного класса; медицинское обеспечение учебно-тренировочного процесса; психологическую подготовку спортсменов; создание нормативной базы спортивной медицины; продолжение работы по аккредитации антидопинговой лаборатории в международных организациях; укрепление медико-биологической службы спорта и расширение сети врачебно-физкультурных диспансеров; медико-биологическое обеспечение, профилактику и лечение спортивного травматизма. 5.5 Утверждение принципов здорового образа жизни посредством развития физической культуры и спорта 5.5.1. Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста В целях улучшения состояния здоровья детей дошкольного и школьного возраста необходимо: разработать рекомендации, учебно-методические пособия по физическому воспитанию детей дошкольного возраста; рассмотреть возможность перехода общеобразовательных школ на три урока физкультуры в неделю с раздельным обучением мальчиков и девочек, начиная с 5 класса; уделить особое внимание созданию условий и проведению занятий по физическому воспитанию с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам; совершенствовать внешкольные формы организации физическом культуры, дополняющие содержание уроков физического воспитания в общеобразовательной школе, путем создания детско-юношеских клубов; рекомендовать общеобразовательным школам создание специализированных классов по видам спорта с продленным днем обучения и углубленным учебно-тренироничным процессом. 5.5.2. Физическое воспитание студентов и учащихся в высших и средних специальных учебных заведениях Процесс физического воспитания студентов и учащихся в учебных заведениях страны предусматривает решение следующих вопросов: формирование системы теоретических знаний и практических умений а области физической культуры; обеспечение необходимого уровня профессиональной подготовки будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей для использования их в дальнейшей повседневной жизни; полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями и навыками по самоконтролю в процессе занятий физической культурой; развитие студенческого спорта в стране и достойное участие спортсменов-студентов в международных студенческих соревнованиях, включая зимние и летние всемирные универсиады; создание условий для проведения занятий по физическому воспитанию со студентами и учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальным медицинским группам; создание студенческого спортивного общества "Сункар". 5.5.3. Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур Физическая подготовка военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, являясь важной и неотъемлемой частью воинского обучения и воспитания личного состава воинских формирований, правоохранительных органов и силовых структур Республики Казахстан, направлена на повышение физической подготовленности контингента данных организаций, развитие их способностей к перенесению высоких физических нагрузок и психологических напряжений, организацию содержательного досуга. Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур к выполнению специальных задач, соответствующих требованиям их профессиональной деятельности. Основными задачами физической подготовки военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур являются: развитие и поддержание на требуемом уровне физических качеств - выносливости, силы, быстроты и ловкости; формирование специальных физических качеств и навыков; укрепление опорно-двигательного аппарата; профилактика заболеваний и вредных привычек, закаливание организма; воспитание психологической устойчивости, уверенности в своих силах, целеустремленности, смелости и решительности, инициативы и находчивости, упорства, выдержки и самообладания; формирование готовности к перенесению экстремальных физических и психологических нагрузок в период подготовки и непосредственно при выполнении поставленных задач; развитие военно-прикладных видов спорта среди военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и силовых структур. Для решения этих задач соответствующие министерства и ведомства разрабатывают и утверждают ведомственные программы физического воспитания личного состава, направленные на повышение физического развития и внедрение здорового образа жизни, освоение и развитие навыков профессионально-прикладной физической подготовки, выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, обеспечивается подготовка и участие спортсменов данных ведомств в чемпионатах мира среди военнослужащих, полицейских и силовых структур. 5.5.4. Физическая культура среди населения Физическая культура и спорт - одни из важнейших средств укрепления здоровья граждан страны, духовного и физического воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни. В связи с этим, первоочередная задача государства в отрасли - сделать занятия физической культурой и спортом доступными для всех слоев населения страны. Развитие физической культуры среди населения должно осуществляться путем формирования соответствующей мотивационной структуры. Взрослый человек добровольно участвует в физкультурно-спортивном движении. Самодеятельное физкультурно-спортивное движение должно быть возрождено через целую систему стимулов. Основой физкультурно-спортивного движения страны должны стать физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы. Наряду с физкультурно-спортивными клубами могут развиваться спортивные центры, предлагающие более комфортные условия, большое разнообразие услуг. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа в регионах должна быть направлена на увеличение числа доступных соревнований по массовым видам спорта для всех возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту жительства и отдыха населения, в учреждениях образования). Главная задача таких мероприятий - стимулировать стремление людей к ежедневным физкультурно-оздоровительным занятиям, вовлекать их в соревновательную деятельность. Следует обратить особое внимание вопросам развития национальных видов спорта, самобытных физических упражнений и народных игр и использовать их в приобщении населения к активным занятиям физической культурой и спортом. На предприятиях и в организациях всех форм собственности должны быть реализованы права работников на занятие физической культурой и спортом в режиме трудового дня и послетрудового восстановления. Необходимы совместные усилия государственных органов, предприятий и организаций всех форм собственности для вовлечения граждан в систематические занятия физической культурой и спортом, внедрения в систему организации труда и отдыха комплекса мер послетрудовой реабилитации. 5.5.5. Физическая культура и спорт среди инвалидов Серьезное внимание необходимо уделять вовлечению в физкультурно-спортивную деятельность инвалидов. Для этого необходимо обеспечить создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом в спортивных клубах и залах, подготовку спортсменов-инвалидов к международным соревнованиям, в том числе к Паралимпийским играм. 5.6. Подготовка спортивного резерва и спортсменов международного класса Дальнейшее развитие физической культуры и спорта, подготовка спортивного резерва и воспитание спортсменов международного класса требуют новых подходов в организации учебно-тренировочного процесса с учетом быстро изменяющихся требований международных спортивных организаций, постоянного совершенствования форм и методов подготовки спортсменов, дальнейшего развития системы воспитания спортсменов республики от новичка до мастера международного класса. В организации спортивной подготовки следует выделить ряд положений и предпосылок, позволяющих реализовать возможности современной методики подготовки: органическая взаимосвязь организационно-методических основ подготовки в вышестоящих (сборные команды, центры олимпийской подготовки, школы высшего спортивного мастерства) и нижестоящих (школы-интернаты для одаренных в спорте детей, центры подготовки олимпийского резерва, детско-юношеские спортивные школы и школы олимпийского резерва) структурных компонентах системы спортивной подготовки в отношении ее целей, задач, кадрового, материально-технического и научно-методического обеспечения; создание организационных условий, обеспечивающих централизацию подготовки спортсменов, их постоянную конкуренцию в тренировочных занятиях и использование ее в качестве фактора повышения работоспособности, более полной мобилизации функциональных резервов организма и оптимизации адаптационных процессов. Для этого необходимо: продолжить работу по расширению сети детско-юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва во всех регионах страны с целью охвата занятиями в них до 8 % детей школьного возраста; продолжить работу по развитию школ-интернатов для одаренных в спорте детей и полноценных региональных центров подготовки олимпийского резерва во всех регионах страны; развивать центры олимпийской подготовки, в том числе специализированные; обеспечить проведение запланированных спортивным календарем республиканских мероприятий и участие сборных команд и сильнейших спортсменов страны в международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Олимпийские и Азиатские игры, другие официальные и отборочные международные спортивные мероприятия; совершенствовать систему стимулирования спортсменов - чемпионов мира и призеров международных соревнований и чемпионатов и их тренеров; создать государственное учреждение "Республиканская школа-интернат для одаренных в спорте детей" в микрорайоне "Шанырак" г. Алматы. Достижение стратегии вхождения Kaзахстана в число пятидесяти наиболее конкурентопособных стран мира требует от спортсменов республики высоких результатов на международной арене. Для успешного решения проблем в подготовке спортивного резерва и воспитания спортсменов международного класса необходимо строго учитывать факторы, существенно влияющие на достижение конечного результата - воспитание спортсменов, способных занять призовые места на чемпионатах мира, Азии, Азиатских и Олимпийских играх: строгое соответствие системы подготовки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта; максимальная ориентация на индивидуальные задатки и способности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структуры соревновательной деятельности; стремление к строго сбалансированной системе тренировочных и соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, cтимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов; расширение нетрадиционных средств подготовки - использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; разработка эффективной методики подготовки спортсменов в условиях среднегорья и высокогорья, позволяющих интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки спортсменов к главным соревнованиям; ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности; динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития олимпийского cпорта, так и особенностей развития конкретных видов спорта - изменение правил copевнований и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования; повышение роли республиканских общественных объединений в организации учебно-тренировочного процесса в сборных командах страны за счет применения методик и информационных материалов, распространяемых международными спортивными федерациями. 5.7. Пропаганда физической культуры и спорта Приобщение населения к здоровому образу жизни, занятию физической культурой и спортом должно осуществляться посредством разработки информационных программ, специально адаптированных к различным социально-демографическим группам населения. Следует создать телевизионные программы, разработать пропагандистские и информационные технологии по основным видам спорта, в том числе путем использования практики грантов по социальным программам, предоставляемым на конкурсной основе средствам массовой информации. Пропаганда физической культуры и спорта должна быть адресной, нацеленной на конкретные социальные группы и слои, на каждого человека, убедительно показывать приоритетное значение физической культуры и спорта, а также направленной на борьбу с наркоманией, курением, употреблением алкоголя в молодежной среде и другими негативными явлениями. Необходимо проводить работу по физическому воспитанию молодежи, популяризации в ее среде спортивных достижений казахстанских спортсменов, массового спорта, внедрению в сознание принципа "в здоровом теле - здоровый дух". В этом плане задачами средств массовой информации являются: повышение у граждан интереса к спорту, физическому совершенствованию, активная популяризация самостоятельных занятий спортом, формирование в массовом сознании понимания необходимости физкультурно-спортивных занятий. Пропаганда физической культуры и спорта должна способствовать повышению престижности разносторонней спортивной и физической подготовки человека, уровня знаний в области гигиены и физической культуры, базироваться на научных исследованиях и открытиях. Одно из важных направлений развития физической культуры и спорта - усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья людей, формирующих культ насилия и жестокости, не отвечающих общепринятым этическим нормам и требованиям. 6. Необходимые ресурсы и источники финансирования Общие затраты из государственного бюджета на реализацию Программы составят 160844185 тыс. тенге, в том числе из средств республиканского бюджета 85120172 тыс. тенге, из средств местных бюджетов 75724013 тыс. тенге. 2007 2008 2009 2010 2011
Республикан- ский бюджет 8531594 32294965 26783613 8500000 9010000
Местный бюджет 13201664 14252326 15162088 16071813 17036122
Объем бюджетных средств, необходимых для реализации Программы, будут уточняться при утверждении республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год. 7. Ожидаемые результаты и индикаторы реализации Программы В ходе реализации Программы будут достигнуты следующие результаты: первый этап (2007-2009 годы): будет совершенствоваться система повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится до 16,3 %; будет обеспечена преемственность физического воспитания для различных социально-демографических групп населения; увеличится количество детско-юношеских спортивных школ до 400 в 2007 году, 410 - в 2008 году, 420 - в 2009 году, охват занимающихся в них достигнет 8,5 % от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет; будут созданы школы-интернаты для одаренных в спорте детей и их количество достигнет в 2007 году - 15, в 2008 году - 16, в 2009 году - 17; второй этап (2010-2011 годы): повысится квалификация тренерско-преподавательского состава; будет усовершенствована научная база физической культуры и спорта высших достижений; доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, увеличится до 17 %; увеличится количество детско-юношеских спортивных школ в 2010 году до 425, в 2011 году - до 430, охват занимающихся в них составит 10 % от общего числа детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет; увеличится количество школ-интернатов для одаренных в спорте детей в 2010 году до 19, в 2011 году их число достигнет 20; повысится уровень подготовки кандидатов в члены национальных сборных команд республики и увеличится число спортсменов международного класса; будут обеспечены подготовка и участие спортсменов в крупнейших международных соревнованиях, включая чемпионаты мира, Азии, Кубки мира, Азии, Азиатские и Олимпийские игры; будет усовершенствована нормативная правовая база отрасли.
|